A A A
Цвет:C C C
Изображения Вкл. Выкл.

Образовательные стандарты

Закон РФ об образовании

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Сайт Минпросвещения России /ссылки на ФГОСы  https://docs.edu.gov.ru/#activity=26 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

Уровень образования - завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.

Для сравнения: прежде статус дошкольного образования не был определен. Дошкольное образование юридически не считалось уровнем или ступенью уровня образования, что позволяло относиться к нему по «остаточному принципу».

Уровень ДО – особенный:

1) необязательность уровня ДО в РФ

2) отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат.

Совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.

Следовательно, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Приказ Минобрнауки России N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», вступивший в силу 16 марта 2010 г., передаёт эстафету Приказу Минобрнауки №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

·  от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении
в действие федеральных государственных требований
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

· от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения.

Структура документа (ФГОС ДО):

1.  Общие положения

2.  Требования к структуре ООП ДО

3.  Требования к условиям реализации ООП ДО: 

·   к психолого-педагогическим условиям

·   к развивающей предметно-пространственной среде

·   к кадровым условиям

·   к материально-техническим условиям

· к финансовым условиям

4.  Требования к результатам освоения ООП ДО

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В перечисленных документах заложены следующие основные принципы:

Основные принципы стандарта:

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека

2.  Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

3. Уважение личности ребёнка

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной
и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Основные принципы ДО:

1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития

2. Индивидуализация дошкольного образования

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

5. Сотрудничество Организации с семьёй

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

8. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность)

9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей

Цели стандарта:

· Повышение социального статуса ДО

· Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования

· Обеспечение государственных гарантий уровня
и качества образования на основе единства обязательных требований

· Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Задачи Стандарта:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ)

3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка …

5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения…

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

9.  Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.